Информация

по ГБУ «Дерзиг-Аксынский психоневрологический интернат с детским отделением»

 

Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением» (далее-дом-интернат), подведомственное Министерству труда и социальной политики Республики Тыва осуществляет стационарное социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с умственными и (или) физическими отклонениями и молодых инвалидов, страдающих психическими расстройствами, старше 18 лет.

Дом-интернат создано решением Исполкома областного Совета депутатов Тувинской автономной области от 24 июля 1959 года № 826, имеет статус юридического лица, находится в ведомственном подчинении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва.

Юридический адрес: 668414, Республика Тыва, Каа-Хемский кожуун, с. Дерзиг-Аксы, ул:Рабочая, д.1.

Форма собственности: республиканская.

Дом-интернат является социально-бытовым учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей-инвалидов в возрасте от 3-х лет и для молодых инвалидов старше 18 лет, страдающими хроническими психическими заболеваниями, частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном контроле и уходе.

Для осуществления деятельности открыты счета по бюджетным и внебюджетным средствам.

Директором дома - интерната с 12.01.2017г. работает Донгак Маадыр Хуренович. Образование - высшее, общий стаж работы – 19 лет, стаж работы в системе – 8 лет.

Дом-интернат осуществляет работу по предоставлению различных видов социальных услуг, организации социально-бытового обслуживания, ухода и надзора за проживающими, их досуга, оказанию медицинской помощи, проведению лечебно-оздоровительных, реабилитационных, профилактических и иных мероприятий.

На балансе дома-интерната числятся 18 служебных зданий, в том числе одноэтажное деревянное, ветхое здание 1959 года строения, в котором проживают инвалиды совершеннолетнего возраста, банно-прачечный комплекс, деревянное административное здание, 13 жилых и 5 нежилых помещений, 2 автомашины. Система отопления, водопровод и канализация зданий автономная (местная).

По дому - интернату нет кредиторской задолженности. Заработная плата полностью и своевременно выплачена, коммунальные услуги оплачены полностью. Недоимки по налогам не имеется, все годовые плановые назначения по доходам в бюджет перечислены.

В состав дома-интерната входят 7 отделений: приемное, медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, социально-трудовой реабилитации, милосердия, детское отделение для умственно отсталых детей, взрослое психоневрологическое отделение.

По состоянию на 01.05.2017г. в доме-интернате проживают 177 человек, в том числе 22 детей-инвалидов.

Здание детского отделения введено в эксплуатацию в 2013 году и в нем обеспечены условия, адекватные состоянию здоровья и возможностям детей с отклонениями в умственном развитии, осуществляется воспитательный процесс, направленный на привитие и закрепление у этого контингента детей навыков личной гигиены, самообслуживания, поведения, общения и др.

В доме-интернате на 01.01.2017 года находятся 22 ребенка, из которых 3-дети-сироты. В отношении 16 детей проводится работа по установлению статуса детей, оставшихся без попечения родителей (родители ведут асоциальный образ жизни либо находятся в розыске длительное время). Из общего количества детей в возрасте от 0 до 7 лет находятся 6 человек (из них 3-дошкольного возраста), старше 7 до 18 л – 17 детей.

Основная доля воспитанников – это дети, оставшиеся без попечения родителей. В основном при достижении 18-летнего возраста воспитанники дома-интерната с умственными и (или) физическими отклонениями переводятся в психоневрологические интернаты республики. Перевод производится только согласно решению суда о признании гражданина недееспособным либо по личному заявлению в случае установления дееспособности. Факты необоснованного перевода и устройства воспитанников детского дома-интерната в психоневрологические интернаты отсутствуют. Динамики жизнеустройства умственно отсталых детей в замещающие семьи не наблюдается.

Детей, являющихся членами одной семьи или находящихся в родственных отношениях в учреждении, не имеется. В случае необходимости условия для содержания таких детей будут обеспечены.

В учреждении созданы необходимые условия для содержания обслуживаемых их воспитания, образования и медицинского обслуживания, соответствующие их состоянию здоровья и потребностям, условия проживания максимально приближены к домашним. Они в полном объеме обеспечены мягким инвентарем, одеждой, обувью, твердым инвентарем, жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.

Получатели социальных услуг находятся под постоянным медицинским наблюдением, которое проводится в соответствии с утвержденными стандартами в сфере социального обслуживания и здравоохранения.

По оценке специалистов ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» (далее-Центр диагностики и консультирования) установлено, что все дети-воспитанники дома-интерната по адаптированным образовательным программам для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта - 57%; специального коррекционного учреждения (далее-СКУ) 8 вида (IV дифференцированная группа) для детей тяжелыми нарушениями-9,5%; индивидуально-адаптированной программе СКУ 8 вида-28,7% и пробное обучение рекомендовано 4,8% детей.

Обучение детей организовано на основании договора с муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Дерзиг-Аксынская средняя общеобразовательная школа», имеющим лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности. В необходимом объеме оформлены и функционируют учебные классы.

Педагогами школы широко используются такие формы обучения, как игровые и проблемные ситуации, что значительно повышает познавательную активность детей. Продолжается развитие навыков самообслуживания, обучение приемам ведения беседы, вступления в контакт. Приоритетным направлением на этом этапе является развитие навыков самообслуживания во время одевания, раздевания, туалета, приема пищи и др. Ведется формирование навыков ориентировки и в пространстве и времени, ориентация в предметах и их использования, эмоциональное развитие средствами музыки и художественного творчества. Проводятся специальные коррекционно-развивающие занятия, на которых воспитатель работает над коррекцией и развитием психических процессов: различных видов памяти, внимания, мышления, речи; проводится профилактика нарушений зрения, дыхания, мелкой моторики, пространственной ориентации.

Несмотря на то, что 9 чел. в возрасте от 8 до 14 лет, что составляет 40,9 % детей детского отделения дома-интерната страдают тяжелыми формами патологий, оставшиеся дети сохраняют значительный реабилитационный потенциал, могут осваивать доступные профессионально-трудовые навыки, адаптироваться к самостоятельной жизни в социуме.

С учетом реабилитационного потенциала детей в отделении Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат с детским отделением» (далее-отделение) используются программы работы с детьми-инвалидами по воспитанию умственно отсталых детей дошкольного возраста, обучению и воспитанию глубоко умственно отсталых детей, трудовому и профессиональному обучению детей с нарушениями развития. Успешно реализуется программа по развитию творческого потенциала воспитанников. Для этого интернатом приобретены музыкальное оборудование и музыкальные инструменты, ведутся занятия по вокалу, танцам и художественному чтению. Большую заинтересованность и позитивные эмоции у детей вызывают уроки домоводства, где они обучаются приготовлению несложных блюд, лоскутному шитью, изготовлению поделок и украшению ими комнат и др.

Реабилитационный процесс в отделении проводится поэтапно в зависимости от возрастной группы детей-инвалидов и их возможностей:

I этап - дошкольное обучение и воспитание детей в возрасте от 4 до 8 лет;

II этап - школьное обучение, возраст детей от 8 до 16 лет, для детей, способных усвоить специальную программу начального обучения в соответствии с их уровнем психического развития;

III этап - социальная адаптация (16-18 лет и старше) - трудовое обучение воспитанников с учетом их физических и психических возможностей.

Работники отделения активно взаимодействуют с общественными организациями инвалидов. Положительный эффект дают мероприятия, организованные волонтерами, психологически подготовленными к общению с детьми для формирования их правильного отношения к общению (игры на знакомство, сплочение, творческие мастерские, арт-терапия). В целях защиты прав и законных интересов детей дом-интернат взаимодействует с органами опеки и попечительства, органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами управления в сфере здравоохранения, органами социальной защиты населения и иными органами, организациями и службами.

Положительным результатом проведённой за последние три года работы является заметное изменение психоэмоционального состояния детей в лучшую сторону: они стали значительно раскованной, общительней и доброжелательней. Научились внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения, рассказывать о своем отношении к конкретным действиям или людям, своих любимых занятиях, предпочтениях и др.

Несмотря на принимаемые усилия по реабилитации воспитанников детского отделения, сохраняется ряд проблем в данном направлении: с определенными сложностями продвигаются процессы совершенствования речи, моторики, ориентации в пространстве и др. у отдельных детей, что может затруднить в дальнейшем их адаптацию и социализацию в обществе, что связано с недостаточной материально-технической и методологической базой, уровнем квалифицированности специалистов.

Отмечается также ограниченность в привитии трудовых навыков и профессиональном обучении воспитанников. В основном дети обучаются несложному и примитивному труду: санитарки-уборщицы, грузчика, дворника, рабочего в прачечной, мойщиц посуды и др.

Необходимо отметить, что перевод выпускников детского отделения в психоневрологические дома-интернаты для взрослых является наиболее распространенной формой их жизнеустройства, в то время как в семьи возвращены в 2012 году-1 воспитанник, в 2013 году-0, в 2014г-2 чел. и в 2015 году к родителям вернулся один ребенок.

В Республике Тыва функционируют 2 дома-интерната психоневрологического профиля и психоневрологическое отделение, на базе которых развернуто 474 койко-мест. Очередность в указанные учреждения отсутствует, но плановая мощность и, соответственно, численность размещенных граждан превышает рекомендованные нормативы обеспеченности жилыми помещениями (от 4,3 до 6 кв. м. на 1 чел. при норме 7 кв. м.). Кроме того, техническое состояние жилых помещений (деревянных, 1961-1978 годов постройки) этих учреждений находятся в крайне неудовлетворительном состоянии (5 признаны аварийными и 3-ветхими) и нуждаются в постоянном ремонте и контроле.

В этой связи, возврат в семью либо устройство в приемную семью ребенка-инвалида достигшего совершеннолетия, подготовленного к самостоятельной жизни, обладающего определенными навыками в бытовой, общественной и профессиональной деятельности и дальнейшее его сопровождение должно стать наиболее приоритетной формой жизнеустройства детей, проживающих в отделении.

После достижения 18-летнего возраста, инвалиды, имеющие значительный реабилитационный потенциал (в первую очередь-трудовой), не имея возможности освоить профессиональные навыки и трудоустроиться, переводятся в дома-интернаты общего типа или психоневрологические интернаты.

В целях решения данной проблемы в республике принята комплексная программа «Смогу жить самостоятельно», основной целью которой является реализация мер по подготовке воспитанников дома-интерната к самостоятельной жизни, самообслуживанию и посильной профессионально-трудовой деятельности. Данная программа получила право на софинансирование за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках программы будет приобретено различное оборудование, которое позволит разнообразить и расширить виды деятельности и профессий, которыми бы смогли овладеть воспитанники для обеспечения своей занятости в самостоятельной жизни: закройщика-портного, столяра, слесаря, токаря, мастера по изготовлению и ремонту обуви, парикмахера, штукатура-маляра, повара, растениевода-цветовода, а также некоторых видов сельскохозяйственного труда. Привитие детям навыков владения компьютером, оргтехникой, пользования сотовой связью и информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» в значительной мере облегчит их адаптацию в обществе и самостоятельной жизни.

Учреждением в необходимом объеме ведется работа по обеспечению семейных форм жизнеустройства детей.

Обеспечение мер по прохождению профессионального обучения и (или) получению дополнительного профессионального образования специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии также имеет прямую взаимосвязь с результативностью и эффективностью проводимых социально-реабилитационных мероприятий и подготовкой детей к самостоятельной жизни.

В отделении работает 38 работников, из них медицинские работники и обслуживающий персонал-30 чел., специалисты, оказывающие социальные услуги-8чел.

Медицинский персонал имеет достаточную квалификацию и профессиональный опыт работы с инвалидами, в том числе детьми, в установленные сроки проходит профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное образование. Обладает знаниями и навыками работы на реабилитационном оборудовании.

Специалисты, оказывающие социальные услуги детям-инвалидам имеют профильное профессиональное образование, продолжительность трудового стажа работы в данном учреждении в среднем составляет 5 лет.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

"Дерзиг-Аксынский психоневрологический интернат 

с детским отделением"

                                                            Официальный сайт

+7 (394)32-99-167
+7 (394)32-99-106
График работы администрации:  
с 9.00 до 18.00
Государственное бюджетное учреждения Республики Тыва 
"Дерзиг-Аксынский психоневрологический интернат с детским отделением"
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, © 2016